Андрей Ботвиньев

эксперт в сфере транспортной логистики

Беспилотные автомобили угрожают жизни и здоровью людей?

      По мнению разработчиков беспилотных авто их эра наступит не через 20-30 лет, а гораздо раньше. Эксперты считают, что основной прирост парка начнется уже в 2025 году. Как быть с безопасностью беспилотных авто? Взлом всего  лишь одного такого автомобиля путем  кибератаки преступников  может привести не только к параличу дорожного движения, но и к смертельным ДТП и к погибающим  раненым  в образовавшихся пробках. Эксперты предлагают разработчикам связывать автомобили несколькими цифровыми сетями, чтобы помешать преступнику  получить доступ к  сети беспилотника. Число кибератак на объекты с подключением к интернету выросло в четыре раза за последние 3 года. В случае с автомобилем хакер может остановить передачу данных, заблокировать рулевое управление и тормоза. В целях защиты от подобного рода угроз производители предлагают различные решения, предназначенные для разных частей автомобиля. Для обеспечения полной защиты необходима интеграция  этих решений между собой.

      Промежуточный этап в развитии беспилотных машин- автопилот-программируемый комплекс, ведущий автомобиль по заданному ему маршруту. Такое транспортное средство предполагает наличие водителя за рулем автомобиля, большей частью управляемого автопилотом. Водитель принимает управление на себя по желанию, либо в ситуациях, когда автопилот не способен управлять автомобилем (отсутствие связи, бездорожье).

     Помимо технических задач предстоит решить и «моральные»:  как спроектировать систему принятия решений автопилотом, чтобы защитить жизнь находящегося на борту человека, если  для этого придется даже протаранить толпу пешеходов? Чья жизнь в таких случаях важнее? Люди считают, что правильнее пожертвовать жизнью одного человека ради спасения многих, но в тоже самое время предпочтут покупку автомобилей, обеспечивающих  их безопасность превыше всего.

Парадокс, который ставит в сложное положение производителей таких автомобилей.  Далее, как запрограммировать систему, если, к примеру,  для спасения жизни мотоциклиста автопилот направит автомобиль в стену? Ведь шансов выжить при столкновении со стеной у пассажира автомобиля больше, чем у мотоциклиста при столкновении с автомобилем.

       Правила дорожного движения для автопилота, разрабатываемые в Германии, говорят о том, что автопилот должен сделать все возможное для сохранения  жизни всех участников движения, но приоритет-жизнь человека над жизнью животного или сохранностью чьей-либо собственности. Все автомобили, беспилотные или с автопилотом, регистрируемые в Германии, должны иметь «черный ящик». В случае аварии с его помощью можно будет определить, кто виновен, водитель или автопилот, причем во всех случаях  прежде всего будет виноват водитель, своего рода «презумпция виновности» до тех пор, пока не будет доказано обратное.

        Необходима разработка единых правил дорожного движения, регулирующих технические требования к беспилотникам  и регламентирующие  их движения по дорогам общего пользования.

 Как на практике будет  реализован такой подход  покажет время.

По материалам   портала TADVISER.